Фото-Сити. Профессиональное подводное оборудование Meikon с наилучшим качеством и конкурентоспособной ценой
Корзина пуста

Основные свойства света под водой

25.12.2015

Уникальные качества подводных фотографий — следствие того, каким образом свет проходит через водную среду и как он себя в ней ведет. Например, нам хорошо знакомо понятие преломления света, или рефракция. Однако фотограф-подводник знает, что глаз и камера иногда по-разному видят некоторые вещи. Когда вы поймете, что происходит со светом, когда он проходит сквозь толщу воды, вы, скорее всего, не ошибетесь и сделаете отличный кадр.

РЕФРАКЦИЯ

Рефракция создает пару незначительных проблем для фотографа-подводника. Из-за нее бывает сложно оценить расстояние, чтобы навести фокус на дальномерной камере (такой, как «Nikonos» или «Sea & Sea»). Но, попрактиковавшись, эту проблему можно осилить. явление рефракции под водойПреломление света также вызывает незначительные оптические проблемы с камерами в подводных боксах. Кроме того, из-за рефракции лица людей за стеклами масок иногда выглядят искаженно.
 

Такое искажение происходит из-за преломления лучей света, когда они проходят через воздух внутри маски, через стекло и через воду. Чем больше угол поворота объекта в сторону от фотографа, тем сильнее искажение. Чтобы свести этот эффект к минимуму, надо попросить человека повернуться лицом к камере.
 

Если у вас камера в подводном боксе, то необходимо понять, как работает оптика в сферическом и плоском иллюминаторах. Иллюминатор — это та часть бокса, через которую смотрит объектив. Поскольку практически все профессиональные камеры в подводных боксах замеряют экспозицию и фокус через объектив, вам не придется думать о расстоянии при фокусировке. Однако, когда дело дойдет до фокусировки и размера изображения, вы заметите некоторые различия между сферическими и плоскими иллюминаторами.

Плоский иллюминатор дает рефракцию так же, как и маска. В результате предмет кажется объективу на 25% крупнее и ближе, чем он видится невооруженным глазом. Из-за этого эффекта уменьшается угол обзора, так что 28-мм объектив дает тот же угол, что 35-мм объектив.

Рефракция, возникающая из-за плоского иллюминатора бокса, еще и дает искажения по краям картинки, сделанной широкоугольным объективом. Так что такими объективами лучше всего снимать через сферические иллюминаторы — это позволит сохранить нужный угол обзора и избежать искажений по краям.

Fisheye насадки для подводной съемки
С другой стороны, через плоский иллюминатор лучше получается макросъемка, поскольку из-за преломления света объект на снимке получается крупнее. Размер кадра различается в зависимости от типа иллюминатора, плоского или сферического.

Снимать макро можно и через сферический иллюминатор, но если он позволяет фокусироваться на объекте с расстояния, скажем, в 7,5 см, то плоский позволит снять его с 5 см. Плоский иллюминатор больше подходит для съемки мелких объектов.

РАССЕИВАНИЕ

Когда вы смотрите на далекие горы туманным днем, особенно через бинокль или телескоп, вы замечаете, что изображение не очень четкое. Такая потеря четкости происходит из-за рассеивания света. Его поток, движущийся к вам, изменяется, или рассеивается, проходя через взвесь влаги и пыли в воздухе, который, помимо этого, обладает разной плотностью. К тому моменту, когда свет от горы достигнет вас, он будет достаточно рассеянным, картинка потеряет резкость и детали.

То же самое происходит и под водой, только в гораздо большей степени. Можно думать, что видимость около 60 м — это показатель того, что вода прозрачна, но по сравнению с водой под полярными льдами, где видимость превышает 245 м, самые чистые тропические воды покажутся мутными. Даже там, где объект можно рассмотреть на расстоянии 60 м, вода полна взвеси, которая отрицательно влияет на качество снимка. Из-за рассеивания света даже те объекты, что находятся от вас на расстоянии всего 1 м, становятся менее резкими и теряют детали.

СФЕРИЧЕСКИЕ ИЛЛЮМИНАТОРЫ И МНИМОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ

Сферический иллюминатор — это не просто отверстие в подводном боксе. По сути он является еще одним оптическим элементом в конструкции объектива и обладает собственными оптическими свойствами. Хотя сферический иллюминатор позволяет объективу сохранить нужный угол обзора, он формирует изображение, видимое объективом лишь в нескольких дюймах от иллюминатора. Это так называемое мнимое изображение (также виртуальное). Объектив должен сфокусироваться на этом изображении.

Если фокус установлен на бесконечность, мнимое изображение формируется на расстоянии, равном двум диаметрам (или четырем радиусам) сферы, удаленной от фокальной плоскости (где находится пленка). Если ваш подводный бокс оснащен пятидюймовым сферическим иллюминатором, мнимое изображение сформируется в 10 дюймах от фокальной плоскости. Если ваш широкоугольный объектив не фокусируется так близко, вам придется добавить диоптрическую насадку или макрообъектив, установив его перед широкоугольником, чтобы приблизить фокус.

Рассеивание света оказывает огромное влияние на фотографию, снятую под водой. Это одна из основных причин, почему для дайвера-фотографа так важен широкоугольный объектив. По этой же причине телеобъективы практически неприменимы подводой. Снимок, сделанный телевиком с расстояния 15 м в условиях видимости около 60 м, будет практически полностью нерезким.

Широкоугольный объектив даст похожий результат на 15 м, но он и не используется на таком расстоянии. Предметы, снятые даже с расстояния около 6 м в чистой воде, редко получаются очень резкими. Чтобы изображение было четким — даже в чистой воде, — к объекту надо подобраться поближе. Чем ближе, тем лучше.

ПОГЛОЩЕНИЕ ЦВЕТА

Это большая проблема для фотографа-подводника. По мере проникновения света сквозь толщу воды часть его абсорбируется (поглощается). Но это поглощение не является равномерным по всему цветовому спектру. Длинные волны (ближе к красной части фотограф подводного мираспектра) поглощаются быстрее, чем короткие (синяя часть спектра). На глубине около 9 м красный цвет различается хуже. Но такая потеря красного цвета наблюдается не только на глубине 9 м, изменения начинаются практически у самой поверхности. Уже на глубине около 1 м цвета сильно искажаются, тяготея к синей части спектра.

Мозг человека обладает способностью компенсировать значительную часть цветового искажения, так что даже на глубинах свыше 9 м мы можем видеть яркие цвета. Пленка же не обладает такой компенсирующей возможностью. Обычно пленка сбалансирована под дневной свет, это означает, что она даст естественные цвета, когда на нее попадет свет с очень специфическим соотношением цветов, характерным для солнечного света. Цвета на фотографии при сильном изменении цветового баланса получатся совсем неестественными. Вы могли заметить этот эффект, если видели фотографии с пленки, сбалансированной под дневной свет, снятые в помещении с лампами накаливания. Цвета приобретают оранжевый оттенок и выглядят никуда не годными, даже несмотря на то, что в момент съемки со светом все было нормально.

Подобный сбой баланса в подводной фотографии происходит практически у самой поверхности. На глубине всего 3 м цвета, казавшиеся глазу яркими, получатся на фотографии синеватыми и размытыми. Наши глаза компенсируют эту потерю света, но пленка не умеет этого.

Проблема решается одним из трех способов. Во-первых, снимать можно на мелководье, и здесь вам очень поможет цветокоррекционный фильтр. Во-вторых, можно использовать искусственный источник света, то есть вспышку. И наконец, можно снимать такую сцену, в которой цветовой контраст не важен.

ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ПОТЕРЯ ЦВЕТА

освещенность под водой при естественном светеЦвет поглощается не только когда проходит сквозь толщу воды сверху вниз, но и когда распространяется горизонтально. Хотя этот эффект кажется очевидным, он нередко вызывает сложности у новичков. Если вы решите снимать предмет, находящийся на расстоянии 3 м от вас или даже меньше, вы все равно должны максимально приблизиться к объекту, чтобы получить хорошие цвета.

Если вас отделяют от объекта 3 м и вы находитесь на глубине 2 м, на фотографии вы получите очень мало теплых тонов, поскольку свет вначале должен пройти 2 м до объекта, а потом еще 3 м до объектива. В сумме получается 5 м — и этого расстояния достаточно, чтобы отфильтровать практически все теплые тона.

Чтобы получить естественные тона под водой, вам надо максимально приблизиться к объекту. Это основное правило, снимаете ли вы с естественным светом на глубине всего около 1 м или же пользуетесь вспышкой на больших глубинах. В этом плане меньше всего проблем вызывает макрофотография, но, снимая дайверов, подводные пейзажи или крупных животных, лучше всего применять объективы с максимально широким углом обзора.

Комментарии

Пока нет комментариев

Написать комментарий



боксы Meikon

Sony A6xxx series White

Статьи